© РИА Новости. Наталья СеливерстоваПерейти в фотобанк
МОСКВА, 24 мар — РИА Новости, Наталья Дембинская. C 1 июля 2017 года таксисты, не имеющие прав российского образца, окажутся вне закона. В силу вступят принятые в 2013 году поправки в закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс об административных правонарушениях, которые запрещают принимать на работу водителей с иностранными правами. За допуск к перевозке пассажиров водителей, не имеющих российских удостоверений, работодателей будут штрафовать на 50 тысяч рублей.Подмосковные такси перекрасят в белый цвет
Водителям-нелегалам, которых поймают, грозит штраф в размере 500 рублей. Но надеяться на полное исчезновение водителей-нелегалов вряд ли стоит: таксопарки используют различные обходные схемы, и, кроме того, есть налаженная торговля персональными данными.
Гости из Азии
Проблема таксистов, не имеющих адекватной профессиональной подготовки, в крупных городах стоит особенно остро. В одной Москве как минимум 20-30% водителей таксопарков — приезжие из бывших союзных республик, в основном граждане Таджикистана и Узбекистана.
В некоторых фирмах доля таких водителей доходит и до 80%, указывает Ярослав Щербинин, председатель межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист».
Совместно с Гильдией автошкол профсоюз подготовил программу, при которой получить права приезжие водители смогут в ускоренном порядке, но, как предполагает Щербинин, начнут они это делать только тогда, когда их будут штрафовать.В Казахстане на вызов такси Uber приехал микроавтобус с двумя стульямиСоответственно, российские компании могут лишиться 20-30% персонала, но в профсоюзе указывают: рынок такси сейчас перенасыщен, и людям, которые работают в такси на профессиональной основе, не хватает заказов — в том числе и потому, что иммигранты, уйдя со стройки в такси, у них эту работу отнимают.
В России ввели официальное желтое такси, но в связи с тем, что заработки в этой сфере стали резко падать, произошел отток профессиональных таксистов, а на их место пришли гастарбайтеры.
По данным МВД, около половины водителей в Москве на официальных желтых машинах — жители ближнего зарубежья, в основном из азиатских республик.
«О безопасности здесь можно забыть — эти перевозчики не знают ни города, ни российских традиций, но возят наших людей, и это страшно», — считает Олег Амосов, председатель общественного движения «Форум Такси».
В то время как общая аварийность снизилась на 4,3%, аварийность такси возросла на 600%, приводит статистику по Москве за 2015 год координатор движения «Стоп-нелегал» Евгений Грэк.
Он опасается, что никаких экзаменов для получения российских прав гастарбайтерам сдавать не придется: большинство тех, кто давно в России, «уже прикупили» права российского образца. А кто не успел — сделают это к 1 июля.»Яндекс.Такси» заблокировал водителя, выкинувшего из машины мать с ребенкомАгрегаторы объясняют: водителей на работу принимает таксопарк, и именно он отвечает за отбор и проверку водителей, а также за качество оказания услуг.
«Конечно, есть представители, приехавшие к нам из бывших братских республик, и те, кто ездит с местными правами, но их не так много — большинство таких водителей все-таки имеют российские права», — рассказал директор новосибирского такси-сервиса «Лидер» Вячеслав Шевченко.
По его словам, хотя сервис работает только с водителями, у которых есть российские права, бывает, что нелегалы «просачиваются».
«Но мы здесь ничего не нарушаем, так как являемся не таксомоторным предприятиям, а диспетчерской службой, которая передает заказы предприятиям», — подчеркнул он.
А в «Яндекс.Такси» отметили: всех водителей, выполняющих заказы в Москве, сервис «дополнительно экзаменует и обучает».
Что у вас, ребята, в бардачках?
Водители-нелегалы — ответственность таксопарков, но крупные парки, как указывают в «Стоп-нелегал», с иностранцами связываться не рискуют и на работу их не берут. Они заботятся и о своем имидже, и о пассажирах, и о машинах, которые «бьют нещадно».
Проблему же представляют небольшие таксопарки, куда в основном и обращаются гастарбайтеры, желающие поработать в такси. Но из-за пробелов в законодательстве привлечь к ответственности их нелегко.Путин подписал закон о персональных данных»Чтобы парк понес ответственность за то, что в бардачке «случайно» завалялось разрешение на перевозку пассажиров, — таких прецедентов не знаю ни одного», — говорит Грэк.
Одни права на 15 водителей
Эксперты указывают и на другую проблему: все проще стало приобрести персональные данные — в виде фотографии, номера прав, паспорта, и поэтому по одному водительскому удостоверению могут кататься 10-15 человек.
В результате к клиенту, получившему СМС от такси-сервиса с именем водителя и номером машины, приезжает совсем другой человек.
© РИА НовостиВодительские права
«Ахмаджон за рулем совсем не похож на Вячеслава Иванова — не соответствует ни фотография, ни номер машины, вообще ничего», — поясняет Евгений Грэк.
«Понятно, что агрегаторы и хозяева машин об этом не знать не могут, но номинально все прикрыто», — указывает он.
Эксперты считают, что разобраться с нелегалами позволят лишь комплексные изменения в законодательстве. А здесь нужны совместные действия и налоговой, и трудовой инспекции, и МВД.
Источник: