Не забудь! Как учитель может использовать механизмы работы памяти

 

Нейробиолог Катарина Йонг объясняет, как работает память и
рассказывает, что может сделать учитель, чтобы ученики лучше запоминали
информацию.

Как работает наша память? Мы получаем визуальную и слуховую
информацию из нашего окружения. Эта информация преобразуется в электрические
импульсы, которые передаются от одной нервной клетки – нейрона – к другой. Один
нейрон выделяет химические вещества – нейромедиаторы. Нейромедиатор связывается
с со специальным образованием – рецептором на соседнем нейроне. Так происходит
взаимодействие нервных клеток. Если два нейрона регулярно взаимодействуют друг
с другом, то происходит такой важнейший процесс как долговременная потенциация:
сила и эффективность взаимодействия увеличивается. Кроме того, дендриты
(отростки нейронов, воспринимающие сигналы) при обучении могут увеличивать
воспринимающую способность. Между нейронами усиливаются связи и образуются
новые, это позволяет мозгу усваивать полученный опыт. Таким образом, стимуляция
роста дендритов и усиления связей между нейронами идет учащемуся на пользу. Но
как этого добиться?

Чтобы увеличить вероятность запоминания, вы можете
задействовать разные органы чувств: зрение, слух, осязание (когда ученики
что-то трогают или двигают). Чем большим количеством способов информация
попадает в мозг, тем больше нейронных связей образуется.

Совет:  если вы рассказываете ученикам про
работу сердца, покажите им видео, прочитайте текст вслух, проиллюстрируйте
движение крови и нарисуйте схему.

Научные исследования показывают, что лучше всего материал
запоминается, когда новая информация привязана к уже известной. Вероятность
запоминания нового увеличивается, когда учитель демонстрирует, какое отношение
новая тема имеет к уже пройденному материалу.

Совет: пусть ученики воспользуются одним из
множества способов проанализировать новый материал. Хороший и простой способ
для этого – мозговой штурм, он позволяет участникам связать опыт и имеющиеся
знания и новую тему. Например, покажите ученикам рисунок, имеющий отношение к
теме урока, и спросите, что они могут сказать об изображенном предмете.

Повторение – мать учения. Когда память о чем-то уже
сформирована, синаптические связи укрепляет их многократная активация. Каждый
раз, когда мы учим что-то новое, активируется некоторое количество нейронов, и
такое же количество активируется при повторении. Чем больше ученики повторяют,
тем сильнее межнейронные связи, и тем крепче запоминание.

Совет: периодически повторяйте ключевые моменты
пройденного материала, иначе ученики все забудут. Например, используйте
последние 10 минут каждого урока, чтобы еще раз озвучить наиболее важные
аспекты темы.

Раньше считалось, что краткосрочная память может удерживать
до семи единиц информации. Но последние исследования показывают, что максимум
для рабочей памяти составляют только две-четыре единицы. Обилие стимулов,
которые постоянно получает наш мозг, быстро перегружает краткосрочную память.
Процесс обучения и память быстро потребляют глюкозу и другие ресурсы. Чем
интенсивнее обучение, тем быстрее будут потребляться ресурсы, и тем скорее
ученики будут утомляться.

Совет: организуйте учебный материал в небольшие
легко усваиваемые блоки и предоставьте ученикам достаточно времени, чтобы в нем
разобраться, а затем дайте мозгу отдохнуть. Слишком много информации в
небольшой промежуток времени не сможет задержаться в голове.

Обеспечьте среду без стресса. Когда ученики постоянно
перегружены школьной работой и несут груз личной ответственности, они
становятся слишком возбудимыми. Это вызвано физиологическими механизмами,
которые позволяют нам переживать кризисы. Во время стресса организм
мобилизуется и приходит в состояние повышенной готовности. Но хронический
стресс приводит к потере нервных клеток и невозможности появления новых. Это
сказывается и на нашей способности запоминать новую информацию.

Совет: найдите на уроке время для физической
активности или музыки. Это позволит сделать паузу и увеличить приток крови (а
значит, и кислорода) к мозгу. Для снятия стресса можно использовать упражнения
на дыхание или растяжку. Можно начать с них урок или вспомнить о них, если
класс встревожен или теряет интерес. Довольный мозг – продуктивный мозг.

Источник:
theguardian.com

Источник: http://psypress.ru/articles/

spacer

Оставить комментарий