Психология

Динамические характеристики взаимодействия как основа формирования рекомендаций для семьи с ребенком раннего возраста с расстройствами аутистического спектра

На сайте журнала Psyjournals опубликована новая статья:
«Динамические характеристики взаимодействия как основа формирования
рекомендаций для семьи с ребенком раннего возраста с расстройствами
аутистического спектра».

В статье описывается применение методики «Оценка
детско-родительского взаимодействия» (Evaluation of child-parent interaction;
ECPI), которая направлена на выявление индивидуальной чувствительности
коммуникативных маркеров ребенка к изменению в родительском поведении на
основании анализа динамических характеристик. 
В статье подробно описывается случай применения данной
методики для диады родителя и ребенка 2,8 лет с диагнозом расстройства
аутистического спектра с целью составления индивидуальных рекомендаций.
Согласно последним исследованиям, специфические особенности
социально-коммуникативных навыков проявляются во взаимодействии детей с
расстройствами аутистического спектра со значимым взрослым уже на первом году
жизни. Для исследования особенностей протекания взаимодействия недостаточно
изучить те или иные характеристики субъектов по отдельности, необходимо
наблюдать партнеров во взаимодействии. 
Предметом исследования явились особенности взаимодействие
родителя и ребенка раннего возраста с РАС в процессе спонтанной игры. В статье
описывается применение методики «Оценка детско-родительского взаимодействия»
(Evaluation of child-parent interaction; ECPI), которая направлена на выявление
индивидуальной чувствительности коммуникативных маркеров ребенка к изменению в
родительском поведении на основании анализа динамических характеристик. В
статье подробно описывается случай применения данной методики для диады
родителя и ребенка 2,8 лет с диагнозом расстройства аутистического спектра с
целью составления индивидуальных рекомендаций. В заключении отражены
возможности и ограничения применяемого метода для детей данной категории.

Автор:
Рубченя С.Л. Динамические характеристики взаимодействия
как основа формирования рекомендаций для семьи с ребенком раннего возраста с
расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] // Клиническая и
специальная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 162–173.
doi:10.17759/cpse.2018070211

Читать продолжение

Источник: Журнал
Psyjournals

Источник: http://psypress.ru/articles/

spacer

Быть родителем — что это значит?


17 июля в Московской школе
христианской психологии открывается психологическая мастерская «Философия и
психология родительства». Ее проводит Алексей Лызлов, кандидат психологических
наук, сотрудник МПИ святого Иоанна Богослова.

spacer

Особенности совладания со стрессом у подростков с самоповреждающим и суцидальным поведением


В статье представлены результаты исследования особенностей
стратегий совладания у подростков из группы риска по самоповреждающему и
суицидальному поведению. Гипотеза заключалась в поиске различий профилей
совладающего поведения в зависимости от типа актуального стресса. Были
рассмотрены следующие типы стресса: развод родителей, смерть близких или
родственников, конфликт с родителями, тяжелое соматическое заболевание,
трудности в школе, неразделенная любовь, другое, отсутствие актуального
стресса. Выявлены как общие, так и специфические для разных типов стресса
стратегии совладания. К общим относится более частое использование стратегии
«избегание—бегство». Обследуемая выборка отличалась скорее более высокими
показателями по низкоуровневым стратегиям, чем снижением по высокоуровневым
(таким как планирование или положительная переоценка). Обсуждены возможности
использования результатов в профилактической работе.

Подростковый возраст — время кардинальных биологических и
социальных перемен, что делает этот период особенно уязвимым для стресса и
фрустрации, а совладание с ними становится одним из центральных процессов в
формировании личности. Cтратегии совладания отражают психологическую ситуацию
подростка и оказывают существенное влияние на его психическое здоровье.
Дезадаптивные стратегии совладания, предпочтение избегающего и дефицитарность
проблемно-сфокусированного поведения встречаются значимо чаще у подростков с
суицидальным и самоповреждающим поведением, чем у сверстников.

Предпочитаемые паттерны совладания наиболее активно
формируются как раз в подростковом возрасте, что делает этот жизненный этап
сензитивным к осознанному и неосознанному выбору тех способов, которые в
дальнейшем будут закреплены. Так, ряд специфических паттернов копинга,
характерных для подростков с девиантным и антивитальным поведением — избегание,
фокусировка на негативных аспектах и переживаниях, отказ от своих желаний,
отрицание — прослеживается в стратегиях совладания со стрессом и у взрослых с
антивитальным поведением. В исследовании Н.А. Сироты и В.М. Ялтонского было
установлено, что базисные совладающие стратегии развиваются как раз в
подростковом возрасте.

 Кроме того, в этот период формируются и
ситуационно-специфические копинг-стратегии, по мере развития они становятся
основными и характеризуют стиль совладающих стратегий личности. В исследовании
совладания у подростков с суицидальным поведением наиболее принятой можно
считать апелляцию к различиям между проблемно-сфокусированным и
эмоционально-сфокусированным видами копинга. Проблемно-сфокусированный копинг
предполагает совершение действий, направленных на изменение сложившихся
обстоятельств, вызывающих стресс. Эмоционально-сфокусированный копинг
заключается в попытке изменения самого негативного эмоционального переживания,
вызванного стрессом. Дихотомическая категоризация подвергается сегодня
серьезной критике. Отмечается, что общие категории являются слишком широкими,
что существуют ситуативные факторы обращения к одному или второму типу
совладания. Например, люди склонны к использованию проблемно-ориентированных
стратегий копинга в отношении ситуаций, которые, с их точки зрения, они смогут
разрешить, и эмоциональные стратегии в ситуациях, кажущихся неразрешимыми, где,
по мнению человека, он ничего не может изменить. Наряду с дихотомическим
делением, исследователями приводится очень широкий спектр отдельных стратегий
совладания: когнитивное переструктурирование, катастрофизация, физическая
активность, самокритика, социальное отстранение, юмор, употребление ПАВ, поиск
социальной поддержки, отреагирование, обращение к религии, занятие спортом и
пр. Объем понятия расширяется, и практически все физические и ментальные
реакции человека можно найти в перечне стратегий совладания. Разнообразие, а
также различия в категоризации затрудняют сравнения между исследованиями.
Авторы методики COPE К. Карвер, М. Шейер и Дж. Вейнтрауб отказываются от
выявления универсальных дихотомических групп и настаивают на оценке
ситуационных копинг стратегий. Однако разделение пассивного и активного
копинга, ориентированного на проблему и ориентированного на эмоции остается
очень популярным.

Федунина Н.Ю., Банников Г.С., Павлова Т.С., Вихристюк О.В., Баженова М.Д.
Особенности совладания со стрессом у подростков с самоповреждающим и
суцидальным поведением // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том
26. № 2. С. 33–52. doi:10.17759/cpp.2018260203

Читать
продолжение: http://psyjournals.ru/mpj/2018/n2/Fedunina_Bannikov_et_al.shtml 

Источник: портал психологических изданий PsyJournals.ru

Источник: http://psypress.ru/articles/

spacer
spacer

2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. От Дарвина до Хопкинса.



Аутизм как способ жить и парадигма
нейроразнообразия

Диагноз «аутизм» в массовом сознании по-прежнему
остается клеймом наподобие психопатии или умственной отсталости.

spacer

Здоровье психическое и здоровье психологическое


Всемирная организация здравоохранения характеризует
психическое здоровье как состояние благополучия, при котором человек
может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными
стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь
своего сообщества
 и выделяет следующие его критерии:

— осознание и чувство непрерывности, постоянства и
идентичности своего физического и психического «Я»;
— чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и
ее результатам;
— соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых
воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
— способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами,
правилами, законами;
— способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти
планы;
— способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных
ситуаций и обстоятельств.

В узком смысле под психическим здоровьем понимают отсутствие
психических аномалий, классификацию которых предложил немецкий психиатр Эмиль
Крепелин:

1) психозы –тяжелые душевные заболевания, бытовым языком
«сумасшествие»;
2) психопатии, представляющие собой не  болезнь, а аномалии характера; в
настоящее время вместо слово «психопатия» употребляют термин «личностное
расстройство»;
3) неврозы – легкие психические расстройства;
4) слабоумие.

Также в отечественной медицине употребляется
термин пограничное состояние, под которым
подразумеваются нерезко выраженные нарушения, граничащие с состоянием
здоровья и отделяющим его от собственно патологических психических
нарушений
. При этом необходимо отличать понимание пограничной
психопатологии в отечественной психиатрии от понимания аналогичного термина в
психоаналитическом подходе, где пограничному уровню развития психики отводится
место на границе между психотическим и невротическим уровнями.

В дополнение к понятию психическое
здоровье
 И. В. Дубровина предложила концепцию психологического
здоровья
, под которым понимаются психологические аспекты
психического здоровья — то, что относится к личности в целом, с высшими
проявлениями человеческого духа
.

Если для психического здоровья за норму
принимают отсутствие патологии, отсутствие симптомов, мешающих адаптации
человека в обществе, то для психологического здоровьянорма — это,
наоборот, присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не
только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать его
развитию. Альтернатива норме в случае психического здоровья — это болезнь.
Альтернатива норме в случае психологического здоровья — не болезнь, а
отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к
выполнению своей жизненной задачи.

Автор концепции «психологического здоровья» описывает три
его уровня:

1) К высшему уровню психологического здоровья — креативному
— можно отнести людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для
преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к
действительности, наличием созидательной позиции. Такие люди не нуждаются в
психологической помощи.

2) К среднему уровню — адаптивному — отнесем людей, в целом
адаптированных к социуму, однако имеющих несколько повышенную тревожность.
Такие люди могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса
прочности психологического здоровья.

3) Низший уровень — это дезадаптивный, или
ассимилятивно-аккомодативный. К нему можно отнести людей с нарушением баланса
процессов ассимиляции и аккомодации и использующих для разрешения внутреннего
конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства.

Ассимилятивный стиль поведения характеризуется прежде всего
стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим
желаниям и возможностям. Неконструктивность его проявляется в его ригидности, в
попытках человека полностью соответствовать желаниям окружающих.

Аккомодативный стиль поведения означает использование
активно-наступательной позиции, стремление подчинить окружение своим
потребностям. Неконструктивность такой позиции заключается в негибкости
поведенческих стереотипов, преобладании экстернального локуса контроля,
недостаточной критичности.

Люди, отнесенные к данному уровню психологического здоровья,
нуждаются в индивидуальной психологической помощи.

Характеристики психологически здорового человека:

— спонтанность и творчество, жизнерадостность, открытость,
самопознание и познавание окружающего мира не только разумом, но и чувствами,
интуицией;

— принятие самого себя и признание ценности и уникальности
окружающих людей;

— ответственность за свою жизнь и извлечение уроков из
неблагоприятных ситуаций;

— наполненность жизни смыслом, хотя человек не всегда
формулирует его для себя;

— постоянное развитие и способствование развитию других
людей;

— жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда
довольно тяжелым, но человек хорошо адаптируется к быстро изменяющимся условиям
жизни;

— способность находиться в ситуации неопределенности,
доверие тому, что будет завтра.

Автор: Гришина Елена Александровна

Источник: http://psypress.ru/articles/

spacer