Общение подростков с использованием
современных информационно-коммуникационных технологий и связанные с ними
изменения в процессе взросления — сегодня не только предмет педагогических
дискуссий, но и исследовательский тренд.
Синестезией естественного происхождения называется
индивидуальная особенность перцептивного реагирования, которая заключается в
том, что реакции на соответствующие стимулы, например, прослушивание музыки или
восприятие букв, с самого раннего детства сопровождаются непроизвольным,
постоянным и неизменным переживанием дополнительного (т.е. неприсущего
физическим свойствам стимулов) сенсорного качества, такого как ощущение вкуса,
цвета, запаха, ощущения объемности и т.п. При этом стимулы, в ответ на
восприятие которых возникает особое синестетическое переживание,
характеризуются системной организацией: символические
системы(букв, звуков речи, нотных знаков), понятия, имена,
названия (например, дней недели, месяцев), упорядоченные человеком явления
действительности (музыка, кулинарные блюда), собственные состояния (эмоции,
виды боли) и другие группы явлений (сенсорные эталоны или «категорий
опыта»). Лиц, восприятие которых отмечено синестетическими реакциями,
называют синестетами.
В отечественной психологии синестезия естественного
происхождения известна по исследованию, проведенному А.Р. Лурия в 1920–50-х гг.
«Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста)» — короткое, но
захватывающее психобиографическое повествование о Соломоне Шерешевском,
обладателе уникальной памяти и синестете с множественными разновидностями этого
явления.
Всего разновидностей синестезии насчитывается более
60. Графемно-цветовая синестезия — наиболее часто изучаемый
тип синестезии, который, по результатам демографических исследований,
встречается у 1% населения. При графемно-цветовой
синестезии стимулами служат буквы (иногда и цифры) в рукописном,
начертательном и печатном виде, т.е., в виде графем. Данная
разновидность (тип) синестезии проявляется при восприятии или вызове из памяти
(«промысливании») графического изображения букв (и цифр), а в качестве реакций
служит ощущение цвета или нескольких цветов, не связанное с физическими
цветовыми свойствами предметов реальности, т.е., не определяемое цветом шрифта
самих графем. При графемно-цветовом типе синестезии восприятие стимулов
сопровождается непроизвольно и неразрывно включенным в это восприятие ощущением
цвета со строгим и постоянным соответствием «буква — цвет».
Большое число вопросов в исследованиях синестезии пока не
нашли своего разрешения. Наиболее отчетливо противоречивый психологический
статус синестезии естественного происхождения прослеживается в том, какое место
среди других психологических явлений современные исследователи отводят данному
феномену. В частности, синестезия естественного происхождения может
определяться как явление перцептивно избыточного или даже патологического
характера, но, с другой стороны, часто относится исследователями к проявлениям
творческой активности, предположительно, связанной со способностями, присущими
исключительно человеку как виду.
Также нет окончательных выводов по проблеме связи врожденной
синестезии (синестезии естественного происхождении) и синестезии, которой
обладают все люди без исключения в качестве особого процесса, лежащего в основе
познания и творчества. Тем не менее, представления о синестезии используются во
многих научных и практических сферах: от лингвистики и эстетического воспитания
до дизайна, кинематографа и искусства мультимедиа.
Литература
Рамачандран, В. Звучащие краски и вкусные прикосновения / В. Рамачандран, Э.
Хаббард // В мире науки. — 2003. — №8. — С. 47-53.
Источник:
Главный парадокс психосоматического симптома — то, что является проблемой,
одновременно оказывается и способом ее облегчения. Приведу пример — на группе
клиент сидит в явно неудобной позе и страдает от мышечной скованности.
Источник:
Источник: