Общение подростков с использованием
современных информационно-коммуникационных технологий и связанные с ними
изменения в процессе взросления — сегодня не только предмет педагогических
дискуссий, но и исследовательский тренд. Об особенностях развития современного
поколения сложилось много обывательских мифов. Но для того, чтобы взрослый
всегда мог помочь ребенку взрослеть, важно знать факты, которые достоверно
известны ученым. О них рассказывает эксперт Ассоциации организаций по развитию
гуманистической психологии в образовании, педагог-психолог Городского
психолого-педагогического центра Анастасия
Кузнецова.
1. Онлайн и офлайн пространства для современного ребенка неразделимы. Они
составляют единое целое.
Это аксиома, которую взрослые просто должны принять. Сегодня все еще можно
услышать, что дети с головой ушли в виртуальную реальность, их необходимо
«спасать», возвращая в мир реального общения. В этой позиции заложено
противопоставление реального и виртуального пространств, которое естественно
для большинства взрослых, но абсолютно противоестественно для цифрового
поколения. Поэтому «оградить, запретить, ограничить, отключить» — методы
заведомо неэффективные (а порой даже вредные и опасные), так как они исходят из
заблуждения.
2. Присутствие подростка в Сети, большей частью, связано с общением
Даже когда он играет, просматривает видео, слушает музыку, он одновременно с
этим общается: отправляет ссылки, делает комментарии и реагирует на них, ставит
и получает оценки. По своей природе общение — обмен познавательной,
эмоциональной, оценочной информацией. В подростковом возрасте оно развивается
особенно интенсивно, приобретает новое содержание и новые формы. В процессе
общения сознание подростка достигает новых уровней развития, изменяется
организация его внутреннего мира. Следовательно, не запрет на общение, а
формирование его культуры с малых лет – лучшая «прививка» от реальных и
виртуальных рисков.
3. Общение современных подростков происходит одновременно в нескольких
социальных кругах
Разговаривая «вживую», например, с одноклассниками, подростки в то же самое
время общаются с друзьями по Сети, приятелями из другого города или летнего
лагеря. События с участием одной компании становятся предметом обсуждения с
членами другой подростковой группы или нескольких групп сразу. Делая уроки,
подросток слушает музыку, отвечает на сообщения, договаривается о встрече,
скачивает видео, реагирует на происходящие события, размещает фотографии… Из
этих действий создаются круги общения, в которых ребенок занимает определенные
позиции. От его непосредственной активности зависит, как будут развиваться
события, его собственный статус в тех или иных сообществах.
Пространства общения, с одной стороны, тесно переплетены между собой, с
другой – при необходимости взаимозаменяемы: не получилось «быть своим» в одном
сообществе — всегда можно «переключиться» на другое. В частности, это делает
виртуальное общение для подростка более привлекательным по сравнению с
реальным, где для завоевания авторитета, построения дружеских и доверительных
отношений нужно приложить много усилий. Создание реальных «мест» и событий, где
ребенок может учиться строить отношения и управлять ими – эффективный способ
профилактики «ухода» в виртуальную реальность.
4. Смена режимов онлайн/офлайн, переход из одного состояния в другое
зависит, в основном, от значимости событий, которые происходят вокруг
подростка
Если что-то по-настоящему важное происходит в реальном общении, ребенок
легко прерывает виртуальное. И наоборот, как только ему становится скучно в
офлайн, он подключается к Сети, где всегда «какая-то движуха». Способность
взрослых чувствовать потребности и интересы ребенка, своевременно реагировать
на их развитие, позволяет создавать «движуху» в реальной жизни, поддерживая тем
самым баланс онлайн/офлайн.
5. Социальные сети делают доступными для контакта миллиарды людей
Их профили пестрят фото и видео фактами красивой жизни и впечатляющих
событий, как правило, недоступных подросткам в реальной жизни. В связи с этим у
современных подростков резко возрастает потребность в переживании собственной
уникальности. Ученые предполагают, что «опасные селфи за лайки» — один из
способов удовлетворения этой потребности. Личный контакт с близкими и значимыми
людьми, определенность в их отношении к подростку – ресурсы, которые позволяют
ребенку сохранять стабильность в неустойчивом и неопределенном мире.
Статья подготовлена на основе обзора научных публикаций Центра исследований
современного детства НИУ ВШЭ
Источник: