Способность узнавать и помнить лица зависит от социальных отношений


Лица других людей позволяют нам получить много информации,
имеющей ключевое значение для социального взаимодействия. Из-за того, что все
лица содержат одни и те же элементы (глаза, нос, рот), расположенные сходным
образом (глаза над носом, нос над ртом), узнавание людей по лицам является
визуально сложной задачей. Несмотря на это, мы узнаем лица, когда видим их при
другом освещении, под другим углом зрения или в случае, если часть лица скрыта
под солнцезащитными очками.

Группа ученых
исследовала, насколько способность распознавать лица
зависит от доступности всей информации о лице. Они использовали «технику
пузырей»: лицо можно было разглядеть через небольшое количество отверстий,
распределенных случайным образом. Таким образом, доступная визуальная
информация о лице была ограничена.

Участники недолго рассматривали лицо-образец, а затем через
«пузыри» должны были выбрать из двух изображений лиц то, которое им показали в
качестве образца. Число пузырей в тестовых изображениях постоянно
корректировалось в зависимости от производительности участников, чтобы
количество правильных ответов поддерживалось на уровне 75%. Чем меньше
пузырьков человеку необходимо, чтобы узнать лицо, тем лучше его
производительность.

Результаты показали наличие корреляции между
производительностью при выполнении этого задания и способностью распознавать
лица: те, кому требовалось меньшее количество пузырьков для узнавания 75% лиц,
были лучшими в распознавании лиц в других тестах. Эта корреляция оставалась
сильной после проверки общей способности к распознаванию объектов. Авторы,
предполагают, что люди, лучше других распознающие лица, представляют их
наиболее подробно, и для реактивации этих представлений им достаточно
минимальной информации.

Интересно, что авторы
другого исследования предположили, что распознавание лиц
зависит не только от способности человека представить изображение, но и от
социального контекста. В их эксперименте участники играли в игру, в которой
нужно было бросать мяч другому игроку. В случае «конкуренции» судья сообщал
участникам, что они конкурируют друг с другом, и выиграет тот, кто первым
наберет 1000 очков. В случае «сотрудничества» судья говорил, что два игрока
играют в команде и победят, если вместе наберут 2000 очков.

После игры каждому участнику показали части изображений лиц
напарника и судьи и попросили расположить их в соответствии с внешностью этих
людей. Для каждого воссозданного лица экспериментаторы рассчитали соотношение
ширины к высоте (расстояние между глазами, разделенное на расстояние между
бровями и верхней губой) – критерий, коррелирующий с воспринимаемой агрессией и
агрессивным поведением.

Хотя, согласно показателям самоотчета, те участники, которые
«конкурировали», не показали более высокий уровень агрессии, чем те, которые
«сотрудничали», они воссоздали более агрессивные по внешнему виду лица (с
большим отношением ширины к высоте). Другими словами, помещение людей в
социальные условия конкуренции  заставило их запомнить других как более
агрессивных. Таким образом, социальные отношения и контекст могут влиять на
восприятие лиц и память.

Источник:
APA

Литература:

  • Balas B., Thomas L.E. Competition Makes Observers Remember
    Faces as More Aggressive. Journal of Experimental Psychology: General,
    2015, Vol. 144, No. 4, 711–716
  • Royer J., Blais C., Duncan J., Gosselin F., Fiset D. When
    Less Is More: Impact of Face Processing Ability on Recognition of Visually
    Degraded Faces. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and
    Performance, 2015, Vol. 41, No. 5, 1179–1183

Источник: http://psypress.ru/articles/

spacer

Оставить комментарий