сборная России Максим Цветков
Русский биатлон так долго и настойчиво приучал к негативу (допинг, странный президент, бегство спонсоров, неважные результаты), что любой позитив словно подарок свыше.
Таким чудом стала февральская победа Волкова, Цветкова, Бабикова и Шипулина в эстафете на ЧМ-2017. Парни неожиданно выиграли, а затем спели гимн «а капелла».
Летом один из героев золотой четверки – Максим Цветков – завел бодрый канал на YouTube. Там он не только интересно рассказывает про тренировки, жонглирует двумя камерами, экспериментирует со звуком и светом, но и по-доброму шутит над партнерами.
Пожалуй, еще никогда кухня биатлона не была так доступна и близка. Цветков погружает нас в детали и обещает не останавливаться даже зимой, когда свободного времени точно не станет больше.
Максим уже отснял 15 эпизодов, набрал более 2000 подписчиков и, пока передача Губерниева в отпуске, его канал – главное документальное кино биатлона.
Вячеслав Самбур связался с Цветковым, который за три месяца сделал для раскрутки русского биатлона больше, чем вся пресс-служба СБР за последние три года.
— Первые видео на канале появились несколько лет назад, но активно вы включились только этим летом. Почему?
– Вообще, я пытался выкладывать ролики в начале каждого сезона, но особого интереса и энтузиазма не чувствовал. В этот раз получилось по-другому: ребята и наш научный сотрудник Дмитрий Шукалович подали идею – и я вспомнил про предыдущие попытки. Решил попробовать еще, только теперь регулярно.
Сейчас у меня есть интерес к съемке, к созданию видео, к обработке. К обработке, наверное, в меньшей степени – это все-таки сложный процесс. Хочется выкладывать ролики хотя бы каждые пять дней, чтобы не терять мотивацию.
— В чем именно ваш интерес?
– Отвлекаюсь таким образом от тренировок, от суеты вокруг биатлона. У каждого человека есть хобби – вот это мое хобби, оно переключает меня с основной работы, доставляет удовольствие. Ну и сам процесс мотивирует – это творчество. Из одного эпизода ты делаешь что-то необычное, проявляешь фантазию.
Подготовка видео требует и времени, и терпения. Но когда возникает реальный интерес, то поработать два-три часа не так уж тяжело. Если делаешь что-то только потому, что тебя попросили, запал быстро уйдет. А я работаю в долгую.
— Почему не выбрали, скажем, инстаграм, где примерно то же самое делается гораздо быстрее?
– YouTube дает свободу, которую ты не получишь на других платформах. В твиттере ограничение по символам, в инстаграме – фото и короткие видео. С YouTube ты можешь использовать все ресурсы: видео, текст, аудио, картинка, эффекты. Сложная площадка, которая требует кучи навыков, но дает свободу.
Я фанат некоторых американских блогеров – мне интересен материал, который они создают. Например, Кейси Найстет – подписался на него года два назад. Раньше он выкладывал ролики ежедневно, раскрывал интересные темы. Причем обыгрывал каждый день как фильм – не просто «я иду туда-то, здесь делаю то-то», а с хорошим монтажом, сюжетом.
Или Питер МакКиннон – он публикует в основном обучающие материалы.
— В чем главный посыл вашего канала?
– Биатлон – популярный вид спорта, но большинство блогов и пабликов рассказывают о гонках. Получается так, что показать повседневную жизнь некому. Речь даже не о подготовке, а о том, что происходит между тренировками, как мы проводим выходные, какие книги читаем, где бываем. Что вообще есть в нашей жизни, помимо спорта, про который и так все уже сказано.
Я прекрасно понимаю: если хочешь создавать интересный контент, надо показывать 100% правды. Что у нас не всегда хорошее настроение, что на тренировках мы не только улыбаемся и шутим, но и тяжело справляемся. Важно показать все как есть, не приукрашивая – а то люди подумают, что у нас тут одно веселье.
— Съемку видео согласовывали с тренерами или руководством?
– Ни с кем не согласовывал. Некоторые выпуски обсуждал с пресс-атташе, но еще не было разговора, что я делаю что-то не так и должен вырезать эпизоды.
Тренеры отреагировали нормально, много материала о подготовке записывает Шукалович. Моя главная задача – спорт, я никогда не пожертвую упражнением ради записи. У меня нет такого: блин, остановлюсь здесь, потому что нужно что-то отснять. На канале нет ни одного видео, где я с камерой делаю развивающую работу.
Я прекрасно понимаю, на каких тренировках могу себе позволить камеру: что-то снять в движении, что-то в статике.
— Сколько отнимает подготовка видео?
– 3-5 дней собираю материал. Хотя бывает, что на полноценный ролик набирается и за день. Бывает, что 2-3 дня камеру вообще не включаю. Монтаж разбиваю на несколько подходов по 20-30 минут вечерами. В общем на обработку уходит не меньше двух часов, но нет такого, чтобы я сел за ноутбук и надолго пропал. В выходной или разгрузочный день все проверяю и публикую.
— Используете только свою камеру?
– Их две, обе мои. Большую зеркальную купил лет пять назад. Тогда увлекался фотографией, даже ходил на курсы. Я неплохо разбираюсь в оборудовании, понимаю, что и для чего нужно, как настроить экспозицию. Но последние три года эта камера лежала дома в чехле – не думал, что еще пригодится. Сейчас использую ее при переездах и в дни отдыха, когда нужны качественные картинка и звук.
Вторая камера – экшн, ее беру на тренировки. Там надо быть мобильнее – не тратить время, быстро снять, куда-то положить.
В чем особенность моего контента: съемка ведется спонтанно. Я не смогу записать какой-то момент во второй раз, если не снял сразу. Мы же не будем повторять тренировку, дорогу с тренировки, шутки. Все пишется с первого дубля, и экшн-камера очень помогает в такие моменты.
— Долго учились монтажу, графическим программам?
– Я хорошо работаю с компьютером, быстро схватываю все, что касается техники. Что сейчас удобно – в интернете можно найти что хочешь. Обучение идет через ролики. Я давно освоил фотошоп, видео – более сложная работа, но и программ много для любого уровня подготовленности.
Лет шесть назад я делал свой первый ролик на стандартной программе компьютера – было сложно подобрать эффекты, показать что-то оригинальное. Сейчас я свободен: сделаю то, что захочу, а научиться уже не проблема.
— Кто активнее всех участвует в съемке?
– Шукалович рассказывает о тренировочной части, о теории – он в этом специалист, я только дополняю, делюсь ощущениями. Юра Шопин, Антон Бабиков, Александр Логинов тоже любят камеру. Евгений Гараничев с Матвеем Елисеевым почему-то попадают на видео реже, хотя не скажу, что я их снимаю меньше.
— Есть эпизоды, которые приходится вырезать?
– Мне не приходилось убирать, например, нецензурные шутки – у нас в команде такого нет. Понятно, что я не вставляю личные моменты – хоть ребят, хоть свои. Это не для публикации. По тренировкам и работе ограничений нет – я могу публиковать все. Чаще всего вырезаю банальные косяки: оговорился, сбился, что-то не то сказал.
Все самое ценное попадает в ролики. Из последнего больше всего понравилось видео с подъемом в гору. Была крутая атмосфера, отчасти потому, что тренировка не на максимуме – мы шли в комфортной зоне и чувствовали себя хорошо. Настроение отличное, много эмоций, ну и невероятно красивая картинка наверху.
— Что вам дает общение с подписчиками в комментариях?
– Думаю, каждый оценит, что получил персональный ответ. Хочу, чтобы люди понимали: я делаю материал для них – это сближает с аудиторией. Я знаю, чего хотят подписчики. Подписчики знают, что я услышал их пожелания. Для общения это здорово.
Ни разу не встречал комментариев в духе «Что это за фигня?». Хотя кое-что задевает. Возможно, некоторые сомневаются в нашем профессионализме, поэтому иногда вижу вопросы типа «почему вы используете этот метод, хотя те и те от него давно отказались?». Я спрашиваю «почему вы так считаете?» – а дальше разговор не идет. Немного обижаюсь в такие моменты, потому что все-таки мы понимаем, что и для чего делаем на тренировках.
— Статистика просмотров принципиальна?
– Постоянно слежу за цифрами. Конкретных целей у меня нет, но чем больше просмотров, тем лучше. Хотя важнее всего – качество контента. Хочу делать хорошую картинку, которую не стыдно показывать большой аудитории.
Сейчас мне не все нравится – и по картинке, и по цветам. Ищу возможности кое-что улучшить – так что, возможно, даже плюс, что аудитория пока небольшая. Есть время подучиться к сезону, когда будет ажиотаж.
— Ощущаете себя немного СМИ?
– В какой-то мере. Я заранее понимал, что даю фанатам хорошую возможность следить за нами – тем более в межсезонье новостей немного. Беспокоило только то, что что-то могут вырвать из контекста, забрать в новости, неправильно преподнести. Пока ничего такого не встречал, и это радует. Если бы я этого не опасался, то видео были бы еще более открытыми.
— С началом сезона съемки не прекратятся?
– Наперед подумал об этом. В сезоне я поменяю формат: скорее всего, перейду на короткие ролики о тренировках, об этапах, кто как к ним подошел. После каждого этапа, возможно, буду подводить итоги. Зимой времени будет меньше, чем сейчас, но я продолжу снимать.
Источник: