Федерер в 35 лет – опять лучший. Как у него это получается?

ATP Роджер Федерер

Швейцарский ветеран в этом году пока круче всех.

Чертов бэкхенд

После победы над Рафаэлем Надалем в Индиан-Уэллсе Роджер Федерер комментировал свою игру с бэкхенда: «Мой отец вообще был, по-моему, первым человеком, кто сказал мне: «Да играй ты чертовы бэкхенды! Не отваливайся и не режь постоянно»». И сейчас эти чертовы бэкхенды он пробивает, наверное, так, как никогда в жизни.

Официальный сайт АТР провел статистическое исследование игры Федерера на приеме в этом сезоне, которое начинается такими словами: «Прием Роджера с бэкхенда. Раньше на него давили. Раньше он давал ошибки и срывы и вообще не соответствовал гениальности его остального арсенала. Но внезапно он стал монстром. Самая недооцененная часть игры Роджера Федерера стала ее главной прелестью».

Сейчас Федерер пробивает свои бэкхенды – особенно великолепно это получалось в матче с Надалем, который раньше использовал удар Федерера слева, чтобы разрушать его игру – и это позволяет ему легче входить в корт, легче захватывать контроль над розыгрышами, легче выходить на свою любимую агрессивную игру (ведь, как мы знаем, атакующий настрой записан в его ДНК).

В итоге это приводит к тому, что в этом году Федерер реализует 50% брейк-пойнтов, а не 41, как было по ходу всей его карьеры. По этому показателю в этом году он занимает третье место. В Индиан-Уэллсе он реализовал вообще 64 процента брейк-пойнтов – 7 из 13 (54 процента) против первых подач соперников и 7 из 9 (78 процентов) против вторых. Если учесть, что в большинстве случаев соперники в ключевые моменты предпочитают подавать Федереру под лево, эти успехи можно приписать как раз более агрессивной и уверенной игре с бэкхенда.

Остальная игра

Все остальные элементы игры Федерера все так же хороши, как и в лучшие годы. Подача остается одной из лучших в туре (он выигрывает примерно 90% геймов на своей подаче), и в первых матчах после возвращения – на Кубке Хопмана – она зачастую была единственной вещью, на которую Федерер мог полностью положиться (остальные удары включились потом).

Форхенд Федерера агрессивен и прекрасен – особенно обратный кросс, который он активно и успешно использовал, например, в финале Australian Open. Движение (без которого забегать под форхенд очень тяжело) в полном порядке, и кажется, что Федерер ни капли не потерял в скорости по сравнению с молодыми годами. Игра у сетки у швейцарца тоже идет, что вкупе с мощными действиями на задней линии позволяет не затягивать розыгрыши и экономить силы.

Скорость

Маэстро всегда предпочитал быструю и агрессивную игру, и именно она стала ключом к его теннисному долголетию. Конечно, это немного некорректное сравнение (потому что как теннисист Федерер в разы лучше), но Иво Карлович, который тоже стремится заканчивать розыгрыши в минимальное количество ударов, свой лучший сезон провел в 37 лет.

В Индиан-Уэллсе Федерер на корте был очень стремителен – он не проиграл ни одного сета, и всего один его матч (два тай-брейка против Стива Джонсона) продолжался больше полутора часов. Надаля он обыграл за час и восемь минут, Вавринку – за час двадцать. Очевидно, что на корте Федерер работает интенсивно, но экономно, и в таком темпе к каждому новому матчу подходит свежим.

Тренировочный процесс строится как раз с учетом такой игровой тактики. Федерер сам говорит, что предпочитает интервальные тренировки – 30 секунд работы, 30 секунд отдыха – потому что они идеально симулируют игровые нагрузки. Но рывков он делает так много, что выносливости ему хватит и на затяжной матч (что показал Australian Open). По словам Федерера, в межсезонье у него были сомнения по поводу того, как его организм будет справляться с настоящими теннисными нагрузками, поэтому он старался загрузиться по максимум и под конец сбора тренировался по два-три часа. Плоды мы видим сейчас – никаких проблем с восстановлением у швейцарца нет.

Кроме того, Федерер очень легкий. Как и многие теннисисты, для сохранения легкости работе в тренажерном зале он предпочитает работу с собственным весом – например, корпус он укрепляет планками, упражнениями с утяжеленным мячом и разгибаниями ног лежа. Отжимания он не любит, но считает индикатором физической подготовки. К тому же тренер по физподготовке Пьер Паганини – очень недооцененная фигура в команде Федерера – заставляет их его делать.

Ноги Федерер тренирует за счет упражнений с сопротивлением (резинками) и прыжков на скакалке. Так он одновременно поддерживает мышечный тонус и развивает скорость. В рамках поддержания скорости большое внимание уделяется и работе над реакцией. Например, на каждой тренировке Федерер перекидывается с кем-нибудь из своей команды тремя мячами. Ему их бросают более-менее куда попало, и он должен все ловить. По его словам, это одно из самых любимых упражнений.

Вообще Паганини говорит, что Федерер прекрасно координирован и мог бы добиться успеха во многих видах спорта как раз из-за того, что умеет разнообразно двигаться. Он сравнивает владение разными движениями с владением разными языками – чем шире арсенал, тем больше возможностей. Если учесть, что Федерер не только умеет по-разному двигаться, но и говорит на пяти языках, метафора выглядит очень убедительной.

Отдых и настрой

Одна из главных причин успехов Федерера заключается в том, что на все турниры в этом сезоне он приезжает отдохнувшим. В Австралию он приехал хорошо натренированным и посвежевшим. В Индиан-Уэллсе он играл после того, как провел всего один матч за пять недель. Вообще он говорил, что в этом сезоне пообещал себе играть только те турниры, от которых он получает удовольствие, и только в том случае, если чувствует себя полностью готовым.

Поэтому будет интересно посмотреть, что с Федерером будет дальше, когда усталость начнет накапливаться. Вполне возможно, что ситуация может развиваться по сценарию Дубая, где Федерер показывал свою обычную игру, но она попросту не совсем шла, и он проиграл. С другой стороны, очевидно, что перерывы на восстановление швейцарец будет брать как раз для того, чтобы такое не повторилось.

К тому же, будет любопытно увидеть, как Федерер будет выступать на более медленных покрытиях. Своих успехов в этом сезоне он добился на быстрых кортах Мельбурна и Индиан-Уэллса (которые, по многим оценкам, в этом году стали быстрее, чем в предыдущие), но дальше нас ждет грунт. Наверное, Федереру и самому интересно – недаром он уже сейчас говорит, что к планированию грунтового сезона подойдет особенно тщательно (возможно, чтобы не перетрудиться перед быстрой травой).

Важно упомянуть и настрой Федерера. Во-первых, всем очевидно, что после затяжного перерыва сейчас он попросту кайфует от тенниса. Ему нравится играть, ему нравится путешествовать и тренироваться. По словам Паганини, он улыбается перед каждой тренировкой. К тому же он говорит, что, если бы Роджер не хотел, он бы не играл.

Во-вторых, Маэстро кайфует от жизни. Наверное, впервые за долгое время его не беспокоят никакие проблемы со здоровьем. Всегда рядом с ним его огромная семья, на каждом турнире у него куча друзей, и его обожает (чуть ли не) весь мир. У него очень насыщенная жизнь, что позволяет ему не зацикливаться на поражениях и все время быть психологически свежим. На корте он чувствует себя, как в 25, но его спокойствие и взгляд на жизнь соответствуют его огромному игровому и жизненному опыту.

Первая ракетка мира?

Казалось, что этот сезон должен начаться так же, как закончился предыдущий – борьбой между Энди Марреем и Новаком Джоковичем. Но в начале сезона оказалось, что Маррей не восстановился после прошлогодней гонки за первой строчкой рейтинга, а Джокович так и не вышел из пике, которое у него началось после победы на «Ролан Гаррос». Оба в этом сезоне показывают неуверенные выступления, и у обоих возникли проблемы с локтями.

А Федерер впервые за долгие годы стал безоговорочно самым успешным игроком тура. Он выиграл оба крупнейших турнира этого сезона и по количеству набранных в этом году очков (у него их 3045) почти в два раза обгоняет идущего вторым Надаля (1635). Плюс, в Майами он может еще дальше оторваться от главных преследователей.

Сам швейцарец говорит, что для восхождения на первую строчку, вероятно, нужно будет выиграть еще один турнир «Большого шлема». Но если избирательный подход к выбору турниров продолжит приносить такие же успехи, если он не потеряет игровой ритм, но при этом сохранит свежесть и избежит новых проблем со здоровьем, то за «Уимблдон» и US Open он поборется точно. А с ними за лидерство в рейтинге.

Фото: Gettyimages.ru/Matthew Stockman; instagram.com/rogerfederer

Источник: http://www.sports.ru/

spacer

Оставить комментарий