бизнес Формула-1
Из подростков делают инженеров-конструкторов.
На Гран-при Малайзии перед парадом пилотов и гонкой весь паддок чествовал четырех австралийских школьников. Их пустили на подиум, устроили встречи с гонщиками и даже взяли интервью в прямом эфире силами комментатора Sky Sports Мартина Брандла.
World Champions @teamhyperdrive on the podium at #MalaysiaGP @F1 pic.twitter.com/dpLkEvtR8P
— F1 in Schools (@F1inSchoolsHQ) 30 сентября 2017 г.
@danielricciardo ….??? «what are these idiots doing…!» Thanks for the Shoey Dan! ??? #F1SWF @F1 @F1inSchoolsHQ | ? X Mark Sutton pic.twitter.com/5u2HZgpRyU
— Hyperdrive (@teamhyperdrive) 2 октября 2017 г.
Они вовсе не мажоры и не знаменитости, которые за огромные деньги купили VIP-пакет на гонку в Сепанге. Ребята просто победили в чемпионате мира среди школьников по проектированию гоночных машин F1 in Schools.
Это еще что такое?
Что-то вроде международной научно-технической олимпиады, главная цель в которой — построить лучший мини-болид. Не настоящий, конечно же, а небольшую модельку «как в детстве», которую приводит в движение небольшой баллон со сжатым углекислым газом.
Школьникам на протяжение всего турнира нужно сформировать коллектив, спроектировать и построить небольшую машину в соответствии с определенным техническим регламентом, защитить свои аппараты перед судьями — а затем приступить непосредственно к гонкам. Машинки соревнуются друг с другом и с секундомером на 20-метровой прямой во время Мирового финала олимпиады. Однако до того момента участники посещают базы реальных команд, различные научные центры, слушают лекции — и отсеиваются на уровне планов и разработок. До последнего этапа доходят только те, кто смог довести дело до конца и представил достаточно быструю модель (правило, похожее на 107% из реальной «Формулы-1»).
Чем конкретно занимаются участники?
На самом деле, они действуют как миниатюрная гоночная команда: сперва составляют план работ и пытаются найти партнеров среди спонсоров, реальных конюшен и менеджмента «Ф-1» — причем каждого нужно заинтересовать какой-то привлекательной идеей. После школьники должны спроектировать макет мини-болида в CAD-системах в соответствии с актуальными на момент разработки правилами и проанализировать эффективность с лобовым сопротивлением в программах вычислительной гидродинамики (CFD).
После наступает этап производства модели и тестирования в настоящей аэротрубе на базе той команды «Формулы-1», с которой школа вступила в партнерские соглашения, или на другой научной площадке. Далее необходимо предоставить болид судьям на проверку, поработать над идентичностью коллектива, резюмировать всю работу и презентовать свое изделие в финале.
Однако победителей выявляют не использованные технологии и подвешенный язык, а скорость на треке: машины проходят что-то вроде квалификации (простой заезд на 20 м), а затем плэй-офф с борьбой и конкурентами. Обладатель самой быстрой машины и становится чемпионом мира, но награждают не только их: команды «Ф-1» отмечают самые инженерно продуманные или инновационные решения, крутые портфолио, презентации, оформление, дизайн и кучу других аспектов, а чемпион нокаут-раунда получает отдельный приз.
Кто участвует?
Учащиеся возраста 11-19 лет из сорока стран. Всего в 2017 году в отборе стартовали 20 миллионов школьников, из которых выбрали лучших и сформировали 650 команд. До финала «дожил» 51 коллектив из 27 государств. В принципе, любое учебное заведение при наличии авторизованной системы F1 in Schools может подать свою заявку, однако нужно принимать во внимание конкурентную среду и ограниченное финансирование. В результате, программа даже в Европе существует на данный момент только в Ирландии, Чехии, Греции, Великобритании, Кипре, Германии и Португалии.
Как это помогает продвигать науку?
Если экстраполировать соревнование на современную действительность стран СНГ, то всплывает неутешительный вывод: школьники при среднем возрасте в 15-16 лет получают те же знания и навыки, что и студенты старших курсов российских, белорусских и украинских технических вузов. Более того, участники программы тут же применяют полученную информацию на практике и путем проб и ошибок нарабатывают собственные технологии развития аэродинамики и шасси в легкой конкурентной игровой форме.
Причем организаторы F1 in Schools не бросают школьников в пучину информации из гугла сразу после регистрации. Сформированные команды получают весь необходимый в проектировании софт совершенно бесплатно вместе с базовым набором материалов для производства мини-болидов. Подросткам устраивают экскурсии и мастер-классы в технологических центрах команд «Формулы-1» и прочих исследовательских лабораториях, записывают для них гигабайты обучающего контента и дополняют все традиционными лекциями. На выходе получаются готовые студенты для сильнейших технологических вузов планеты, знакомых со спецификой и системой работы команд в «Ф-1». С учетом почти полного отсутствия отдельных «гоночных» специальностей в университетах, программа служит огромным кастингом для выявления лучших потенциальных кандидатов на различные должности в автоспорте.
Значит, победители попадают в «Формулу-1»?
Конечно, такая вероятность присутствует — правда, уже после окончания технического вуза с инженерным дипломом или степенью по аэро/гидродинамике. Лучшие участники F1 in Schools попадают в поле зрения гоночных команд (которые этого совершенно не скрывают) и ведутся ими до старших курсов и момента стажировки по специальности. «Уильямс», например, даже давно запустил целую молодежную система поддержки юных инженеров и выпускников, которая финансово и административно помогает талантам решать вопросы с обучением и повышением квалификации. Со временем многие участники программы получают предложение о работе в Гроуве — и среди них попадались ирландцы и англичане, которые раньше участвовали в школьном турнире.
Чемпионы мира 2017 года и не скрывают, что их цель — работа в «Формуле-1». Главный менеджер команды «Гипердрайв» Хью Боумэн на финальной торжественной речи уделил этому отдельное особое внимание:
«Цель, конечно же, «Ф-1». Надеюсь, что среди нас есть новый Тото Вольфф [исполнительный директор «Мерседеса»] или Кристиан Хорнер [руководитель «Ред Булл»]. Участие в программе стало важной частью наших планов на будущее и подарило невероятное количество возможностей и связей».
В любом случае, F1 in Schools и знания, подаренные ей, служат отличной привлекательной строчкой в резюме, которая может помочь с поступлением в хороший вуз и получением престижной работы. Подростки, поработавшие с крупными компаниями в сложной наукоемкой сфере, всегда будут иметь преимущество над тихими домашними «ботаниками».
Источники финансирования
Конечно, команды «Формулы-1» помогают в организации витрины технических талантов, но больше информационно: экскурсиями, мастер-классами, использованием мощностей своих технологических центров и так далее. Основное финансовое бремя ложится на гранты от ФИА, поддержку самой «Ф-1» и нескольких крупных спонсоров типа «Пирелли».
Но на монстрах автоспорта дело не заканчивается. Дело в том, что на первичной стадии отбора формируется огромное количество команд, на которых просто не хватит никаких средств — и здесь в ход вступают локальные компании. Об участии и успехах местных школьников много, вкусно и с трепетом рассказывают региональные и глобальные СМИ, и для мелкого и среднего (да и крупного, но не особо известного тоже) бизнеса появляется настоящий счастливый шанс для создания позитивного образа. Фирмы могут договориться о спонсорстве со школьными командами или купить рекламное место на ливрее их болида, получив крутую отдачу в случае успеха ребят на мировой арене. Система такой поддержки уже поставлена на поток: на сайте F1 in Schools есть специальная форма, которая позволяет стать официальным спонсором соревнований всем компаниям вне зависимости от величины или местоположения.
Турниру уже прочти 20 лет
Прообраз соревнования появился еще в 1999 году и выглядел как чемпионат Великобритании. Изначально он делился на 3 класса (в том числе для детей от 5 до 11 лет) и поддерживался компанией «Ягуар». Его создавали как подготовительный этап для университетского соревнования Formula Student, который существует и по сей день. Там строят уже настоящие машины, похожие на «Формулу-4», и потом гоняются на них — но такой же широкой поддержки от команд и гоночных серий студенческий чемпионат не получил. В свою очередь репортажи об F1 in Schools постепенно начали появляться британских газетах The Sun и Mirror, а затем за них плотно взялись телеканалы-монстры типа BBC и Sky Sports, чем и привлекли максимальное внимание из мира автоспорта.
За это время рекордсменом по победам стала Австралия. Команды из страны утконосов и кенгуру становились чемпионами целых пять раз, и одна из них удерживает рекорд по скорости прохождения дистанции в 0,916 секунды (установлен в прошлом году). Судя по тому, что триумфаторов стали приглашать на Гран-при и показывать в прямом эфире, Liberty Media как следует взялась и за эту возможность раскрутиться среди молодежной аудитории. Возможно, не только у гонщиков теперь будет вменяемая вертикаль по продвижению на самый верх автоспорта — в «Формулу-1».
Фото: twitter.com/teamhyperdrive, DTatBISC, VictorumRacing, team_tachyon; Gettyimages.ru/Clive Rose
Источник: