Гимн США всегда сопровождает американский спорт. Но зачем?

НБА MLB Баскетбол

Нет убежища вам, войск наемных рабам.

Как американский гимн стал частью спорта

Песня The Star-Spangled Banner официально получила статус государственного гимна в 1931-м.  К этому моменту ее уже вовсю исполняли на важных матчах бейсбольных и футбольных команд.

Впервые мелодия прозвучала на спортивных сооружениях 15 мая 1862-го. В Бруклине открывали новую бейсбольную арену, и так как дело происходило во время гражданской войны, устроители решили добавить мероприятию немного боевитости. Специально привлеченный по торжественному поводу оркестр предварил товарищеский матч непременными «Красно-белым огнем с баррикад», «ночью сполох ракет на него бросал свет», «дали кровью ответ за свои преступления» – патриотизма никогда не бывает слишком много.

Но это была разовая акция.

Традиционно датой, когда поэма об осаде англичанами форта Макгенри начала тесно ассоциироваться с баталиями спортивных команд, считается 5 сентября 1918 года.

К тому моменту отношение к мелодии уже начало меняться: в 1889-м глава ВМФ США сделал ее официальной мелодией при поднятии государственного флага, в 1916-м власти Балтимора (где находится форт Макгенри) одобрили закон, запрещающий как-либо «осквернять песню, являющуюся частью национальной религии», тогда же президент Вудроу Вильсон наказал исполнять ее на военных парадах. (В качестве неофициального гимна Штаты по-прежнему использовали другие композиции).

5 сентября 1918-го «Бостон Ред Сокс» с Бейбом Рутом начали финальную серию с «Чикаго Кабс».

Первый матч проходил в Чикаго и вобрал в себя всю сопутствующую депрессию. На фоне Первой мировой американцам было явно не до спорта и игры бейсбольной лиги вообще хотели отменить. Накануне в Чикаго прогремел взрыв, в результате которого пострадали 34 человека (считается, что теракт организовали члены организации Индустриальные рабочие мира). Погода была отвратительная, а «Кабс» играли еще хуже. Пришедшие на игру 10 тысяч (что было для того времени антирекордом) откровенно скучали.

Боссы «Чикаго» подумали, что взбодрить толпу можно с помощью чего-нибудь остро патриотического, и не ошиблись. Когда оркестр грянул The Star-Spangled Banner, единый порыв охватил и поднявшиеся на ноги трибуны, и коснулся даже команд. Игрок «Ред Сокс» Фред Томас, служащий в ВМФ, но получивший увольнительную для участия в финале, повернулся на флаг и взял под козырек, другие приложили руку к сердцу, а некоторые даже принялись маршировать, положив биты на плечо. Момент мгновенно вошел в легенды, представ на страницах газет эпизодом общего единения перед жизненным (и спортивным) отчаянием. По ходу серии посещаемость начала расти (уже 27 тысяч на втором матче), а затем «Бостон» пошел еще дальше и пригласил на шестой матч ветеранов войны: по оценкам Tribune, «их появление на костылях вызвало больше эмоций, чем все, что делали спортсмены на поле».  

Будущий гимн уже исполняли и во время следующего матча в Чикаго, и во время ответной игры в Бостоне. И дальше – по всем более-менее важным поводам вроде матча открытия, национальных праздников и игр финальной серии.

Между первой и второй мировыми войнами мелодия уже закрепилась как обязательная часть спортивной программы: помимо бейсбола, ее начали использовать перед футбольными играми и с самого момента основания в НБА и в НХЛ. В числе двух ключевых факторов, способствовавших распространению, обычно называются подъем патриотических чувств в этот период и появление технических средств, благодаря которым устроителям больше не приходилось тратиться на оркестры.

В послевоенные годы в самых разных местах пытались уйти от этой традиции. Некоторые напирали на то, что слишком частое исполнение гимна превращается в нечто рутинное и обедняет процесс. Другие – обращали внимание на то, что болельщики неуважительно относятся к государственному символу, так как позволяют себе разговаривать и смеяться. Но каждый раз подобные попытки оборачивались провалом – публика начинала жаловаться, и руководители были вынуждены подчиниться общественному мнению, требующему патриотичного обрамления для спортивных мероприятий.

Худшие исполнения гимна

В Штатах очень долго шла дискуссия относительно признания The Star-Spangled Banner официальным гимном. Причина проста: его музыкальная структура настолько сложна, что его бывает непросто петь и профессионалам.

Во многом поэтому зачастую исполнение гимна перед спортивными мероприятиями оборачивается публичным позором. Который потом, естественно, все радостно смакуют.

Вот самые запоминающиеся:

Чарли Прайд (1974, Супербоул)

Не попал в первую строку.

Кэб Кэллоуэй (1986, финал НБА)

Не попал никуда.

Розанн Барр (1990, матч «Сан-Диего Падрес»)

Женщина-комик решила устроить шоу из исполнения гимна перед бейсбольным матчем. Трамвай, едущий по битому стеклу, издает более приятные звуки, чем вырывались в тот день из ее рта.

Это было непросто, но она умудрилась еще более усугубить впечатление: при исполнении гимна потрогала себя между ног и сплюнула. Мадам Барр не имела в виду ничего плохо – всего лишь пародировала типичные жесты бейсболистов.

В итоге ее всего лишь освистали. Было бы дело в стране с нормальными скрепами, это бы тянуло на три года колонии как минимум.

Карл Льюис (финал НБА, 1993)

Льюис – спортсмен, а не певец. Его не предупредили, что исполнять гимн себе под нос – это не то же самое, что на всю арену.

В результате он забыл слова, не попал ни в одну ноту и вспомнил свою легкоатлетическую молодость – быстро ретировался.

Стивен Тайлер (2001, Инди-500)

А вот Тайлер вроде бы считался профессиональным музыкантом. До того, как в 2001-м решил облагородить петушиными воплями гонки в Индианаполисе.

Даже в самые отчаянные кокаиновые времена он не падал так низко.

Морис Чикс и 13-летняя девочка (2003, плей-офф НБА)

Девочка забыла слова. Чикс, тогда работавший в «Портленде», пришел ей на помощь и выступил в роли тренера лучше, чем когда-либо в своей биографии.

Майкл Болтон (2003, MLS)

У Болтона не было своего Чикса, зато была фонограмма. Что лишь все окончательно испортило.

Каролин Марсил (2005, Канада – США)

Девушка в один присест смогла проиллюстрировать все стереотипы о канадцах. Мало того что гимн был напрочь забыт, так все еще и превратилось в шоу Бенни Хилла с уходом, возвращением, падением на лед, еще одним уходом…

Ар Келли (2005, бокс)

Все вроде бы хорошо, если бы исполнитель не спел какую-то совсем другую песню, а потом еще и попросил присутствующих хлопать вместе с ним.

Кристина Агилера (2011, Супербоул)

Все шло хорошо, пока сложные слова гимна не перепутались в голове. Дальше Агилера пыталась за счет голоса преодолеть полную потерю смысла, но даже у нее это не получилось.

Ферги (2018, Матч всех звезд НБА)

Ферги перемудрила с оригинальностью: «самое сексуальное исполнение государственного гимна» было встречено с непониманием присутствующими игроками и мгновенно было разобрано на мемы в интернете.

Идея, наверное, была не так плоха, но в итоге певице еще пришлось и приносить публике извинения. После такого не только Чарльзу Баркли понадобилась сигарета.

Почему американский гимн всегда был источником противоречий

Слова гимна принадлежат Фрэнсису Скотту Ки, адвокату, поэту и рабовладельцу.

Во время войны 1812 года Ки встретился с представителями британского флота, чтобы вернуть из плена своего друга. Переговоры завершились успешно, но обратно в Балтимор их не отпустили – британцы готовили нападение на город и не хотели, чтобы их планы раскрыли преждевременно.

Со своего корабля Ки наблюдал за 25-часовой осадой Балтимора и посвятил стойкости защитников поэму «Знамя, усыпанное звездами».

Дальше уже его брат предложил совместить слова с британской застольной мелодией, и песня ушла в народ.

Вместе с маленькой проблемкой.

В описываемой «стране свободных» не все так уж радужно. В третьей строфе упоминаются бранчливые эпитеты в адрес неких рабов: «Дали кровью ответ за свои преступленья. / Нет убежища вам, войск наемных рабам, / Ждет могилы вас тлен, — будет всем по делам».

Эти самые аллегорические «наемные рабы» – самые что ни на есть настоящие. Во время войны 15 процентов населения США составляли рабы, и британцы принимали их на службу и использовали в боевых действиях против американских войск. Отряд, составленный из чернокожих, в 1814-м участвовал в нападении на Вашингтон и поджоге Белого дома, и именно его уничтожение и отмечает в этих строках гражданин Ки, в одном из своих трудов определяющий черных как «низшую расу людей».

В последующие годы Ки также прославился тем, что защищал идею рабовладения и противостоял аболиционистам.

Протест, гимн и спорт

Несмотря на то, что некоторые историки воспринимают гимн как «дисс» в адрес чернокожих, противоречивая история создания и сомнительная биография автора почти никогда не фигурируют в тезисах несогласных.

Американский гимн, звучащий по случаю спортивных событий, сам по себе давно превратился в платформу для выражения протеста.

Бейсболист Джеки Робинсон в своей автобиографии настаивал на том, что никогда не вставал при исполнении гимна и не собирался его петь.

В 60-е из-за волны протестов против войны во Вьетнаме руководство НФЛ ввело дополнительные меры для того, чтобы исключить малейшие нарушения порядка со стороны игроков: им надлежало снимать шлемы, не разговаривать, не жевать жвачку и не болтать ногами. Некоторые владельцы клубов на местах призвали к соблюдению тех же правил и болельщиков. На любительском уровне таких мер принять не успели: в 70-м школьник не снял шлем, выражая протест против внешней политики Штатов – его сначала дисквалифицировали, но потом восстановили.

В 68-м чернокожие медалисты США устраивали протестные акции на подиуме Олимпиады в Мехико. Самой известной и яркой стала демонстрация Томми Смита и Джона Карлоса – победители забега на 200 метров подняли руки в черных перчатках во время проигрывания гимна. Обоих тотчас же дисквалифицировали и вернули в Штаты.

В том же 68-м слепой пуэрториканский певец Хосе Фелисиано исполнял гимн перед 5-м матчем бейсбольного финала. Дело было на самом пике выступлений против войны во Вьетнаме, и он представил медленную версию мелодии, обработанную в стиле латиноамериканского джаза. Музыканта освистали и публично осудили. 

В 72-м спринтеры Уэйн Коллетт и Винс Мэттьюз даже не поднимали руки вверх, они просто слишком расслабленно стояли при исполнении гимна. Их также дисквалифицировали.    

В 96-м Махмуд Абдул-Рауф был дисквалифицирован НБА из-за нежелания стоять при исполнении гимна. Защитник высказался на тему тирании Штатов и флага как ее символа, но в итоге выработал компромиссное решение вместе с лигой – его обязали стоять, но он закрывал глаза и читал мусульманские молитвы.

Некоторые и вовсе не приемлют воинственную природу гимна. Например, в колледже Гошен в Индиане принципиально не используют эту мелодию во время спортивных мероприятий, предпочитая ей более миролюбивые песни.

Последняя история на эту тему – протест Колина Каперника и других футболистов, садящихся на колено при исполнении гимна. Пока Дональд Трамп призывает всех их поувольнять к чертовой матери, в американском обществе встал другой вопрос: а зачем вообще непременно нужен национальный гимн перед играми. Дискуссия, правда, быстро захлебнулась: в соответствующем опросе больше 80% респондентов заявили, что без гимна никуда.

В итоге, правда, значимость гимна сводится к довольно простому тезису: он помогает заглушить толпу на несколько минут и органично подводит зрителей к старту матча. Сугубо утилитарная, но довольная ценная функция.

Лучшее исполнение

Канадцы из Торонто реабилитируют девочку

Техника отказала, но местные болельщики показали себя с неожиданной стороны.

Бейонсе (2004, Супербоул)

Безупречный вокал.

Леди Гага (2014, Супербоул)

В необычном облике без провокаций.

Кэри Андервуд (2006, плей-офф НФЛ)

А капелла от бывшей участницы «Голоса».

Марвин Гэй (1983, Матч всех звезд НБА)

Легендарное выступление, которое не раз пытались повторить.

Уитни Хьюстон (1991, Супербоул)

Классика.

Фото: REUTERS/Brian Snyder; Gettyimages.ru/A. R. Coster/Topical Press Agency, Rick Stewart, Hulton Archive, BRIAN BAHR/ALLSPORT

Источник: http://www.sports.ru/

spacer

Оставить комментарий