Мария Шарапова Лоран Локоли Клое Паке ATP Максим Аму Ролан Гаррос Амандин Эссе Томми Хаас Бенджамин Бонзи Констан Лестьенн Аманда Анисимова Теннис Сандгрен
Снова о wild card на «Ролан Гаррос».
В этом году в основные сетки «Ролан Гаррос» wild card получили 16 игроков: по восемь в мужском одиночном разряде и женском. По два приглашения достались американцам и австралийцам за счет программы обмена wild card между тремя турнирами «Большого шлема». Представители США и Австралии разыгрывали путевки на специальных турнирах, что подарило нам, например, красивую историю Тенниса Сандгрена и рекорд 15-летней Аманды Анисимовой. Ни одного приглашения не досталось двукратной чемпионке турнира Марии Шараповой.
12 wild card французы распределили между своих. Во второй круг из них вышли только два человека: Бенджамин Бонзи, обыгравший насквозь больного Даниила Медведева на отказе, и Клое Паке, одержавшая хорошую победу над входящей в Топ-100 Кристиной Плишковой. Любопытно, что шесть женщин, получивших wild card, проиграли три сета со счетом 0:6, а три – со счетом 1:6.
Одной из проигравших была Амандин Эссе, взявшая всего гейм у 17-летней Маркеты Вондроушовой. Когда ее попросили прокомментировал ситуацию с wild card, она ответила: «Вы предполагаете, что я не заслужила свою wild card? Нет. Хорошо. Мне нечего сказать по этому поводу».
Вопрос о том, что нужно сделать, чтобы заслужить wild card, является спорным. С одной стороны, они вроде бы как должны предоставляться талантливой молодежи, заслуженным ветеранам и возвращающимся после травмы. С другой стороны, «Большие шлемы», например, зачастую раздают все приглашения местным ноунеймам, которые заслужили их только за счет того, что родились в нужной стране. В итоге они проигрывают в первые дни и исчезают до следующего года (см.: Лим, Ализе).
Поэтому требовать какой-то справедливости в распределении wild card не приходится. Спорить в организаторами «Ролан Гаррос», которые не дали приглашение Шараповой, можно по другим основаниям. Они мотивировали свое решение тем, что попадание россиянки в сетку по wild card будет иметь неправильный посыл. И это неплохой аргумент – в конце концов, она отбыла 15-месячную дисквалификацию за допинг (хотя CAS и признал, что она не является умышленной допингисткой – о чем без устали напоминают фанаты россиянки, начиная с ее агента Макса Айзенбада).
Но тогда можно начинать разбирать прецеденты. Какой посыл несет то, что местные игроки из года в год получают все wild card, а потом бесславно проигрывают в первом круге? Какой посыл несет то, что Лоран Локоли после поражения отказывается пожать сопернику руку, потому что ему показалось, что тот не проявил к нему должного уважения? И это только обладатели wild card в основную сетку.
Еще есть квалификация. Туда wild card получил Констан Лестьенн, отбывший дисквалификацию за ставки. Когда главу Федерации тенниса Франции Бернара Гюдичелли спросили, чем он лучше Шараповой, он ответил: «Констан за свой проступок расплатился. Он совершил ошибку, понес наказание, был принят обратно в тур и показал, я бы сказал, свое желание подняться на новый уровень. На данной стадии уже нет оснований отказывать ему в wild card. Он входил в тот пул игроков, которые претендовали на wild card».
Это очень шаткие аргументы. Куда убедительнее смотрелось бы то, что Лестьенн никогда не ставил на свои матчи и никогда не пытался влиять на исход встреч (по крайней мере, так решили контролирующие органы). Соответственно, его единственное преступление – это неконтролируемый азарт. Но Гюдичелли показал, что в аргументации он то ли не может, то ли не хочет следовать собственной линии.
Еще wild card в квалификацию получил Максим Аму, который вышел в основу и там в трех сетах проиграл Пабло Куэвасу. Но он больше прославился тем, что домогался до журналистки, а потом пытался объяснить все это чрезмерной эмоциональностью.
Я не утверждаю, что все эти примеры доказывают то, что французы совершили ошибку, не дав wild card Шараповой, но дав своим. Я утверждаю, что те мотивы, на которые они ссылались, могут показаться очень и очень спорными. Если уж так хочется раздать все приглашения французам, то можно было, например, провести специальный турнир и разыграть их там. Сандгрен и Анисимова, выигравшие свои wild card на американских турнирах, тоже проиграли в первом круге, но их поражения не вызывают такого раздражения, как французские – потому что они свое место в сетке точно заслужили.
Нельзя согласиться с теми, кто говорит, что, отказав Шараповой в wild card, ее наказали второй раз. Wild card – это не данность, а поощрение. Основная проблема в том, что «Шлемы» год за годом поощряют не тех. И отказ Шараповой – это не самый неприятный случай. С человеческой точки зрения куда более обидно, что в сетку не попал проводящий последний сезон в карьере Томми Хаас – воплощение спортивной воли и желания играть.
А случаи с Локоли и Аму нельзя ставить в вину Федерации, потому что они не могли предвидеть, что ребята такое выкинут. Один из представителей Федерации в эфире Eurosport уже сказал, что Локоли больше приглашать не будут, а Аму за свой поступок был лишен аккредитации, и возможно, что еще последуют дальнейшие санкции. Однако если Локоли и Аму еще когда-нибудь снова окажутся в сетке по wild card, у фанатов Шараповой будет полное моральное право найти Бернара Гюдичелли, с презрением покачать головой и обозвать его лицемером.
Фото: globallookpress.com/imago/BPI/Dave Shoplan, Panoramic/ZUMA Press; twitter.com/rolandgarros/C. Lecocq/FFT
Источник: