КХЛ Медвешчак
К этому все шло.
КХЛ впервые за прошедшие после расставания со «Львом» три года как никогда близка к потере иностранного клуба. Самый западный представитель лиги – загребский «Медвешчак» – объявил о намерениях вернуться в австрийскую лигу EBEL. Большой сенсацией это не стало, так как последний сезон «медведей» в КХЛ получился совсем уж беспросветным.
Команда вновь не провела ни одного матча на 15-тысячной «Загреб Арене» и в значительной мере растеряла зрительскую поддержку. Распродажи игроков стали настолько массовыми, что последние матчи пришлось доигрывать в неполном составе, да еще и без главного тренера. За это клуб впервые удостоился публичной критики от президента КХЛ Дмитрия Чернышенко, к каким-то резкостям в принципе не склонного.
Более того, по ходу сезона президент «Медвешчака» Дамир Гоянович из-за долгов по зарплате получил персональную «черную метку» в виде корпоративной дисквалификации. В индивидуальном порядке, хотя в должниках постоянно ходят и другие клубы. Возможно, КХЛ стремилась подчеркнуть свою усталость от надоевших хорватских выкрутасов и нестабильности. Если терпение действительно иссякло, это определяющий момент для будущего клуба. Ведь нынешний «Медвешчак» во многом является проектом самой лиги и ее основателей.
Не секрет, что участие клуба в КХЛ зависит от российских спонсоров, в том числе «Газпрома». А раз так, то все нынешние политические и экономические сложности в отношениях России и Европейского Союза (куда с 2013 года входит Хорватия) бьют по этому сотрудничеству напрямую. Сам Гоянович объяснял превращение клуба в аукцион по продаже игроков кризисом и санкциями, из-за которых клуб лишился одного из спонсоров. Да и «Газпрому» с точки зрения энергетической дипломатии Хорватия уже не так интересна, как 3-4 года назад. Проект международного газопровода «Южный поток» заморожен, и теперь компания развивает другие направления.
Можно предположить, что нынешнее объявление об уходе – попытка шантажа руководства КХЛ, чтобы выбить прежнее финансирование. Найти подтверждение этому можно в словах представителя клуба Ранко Вучинича, который намекает на то, что взаимодействие с российскими партнерами застопорилось, но может и продолжиться, если они того пожелают. Здесь важен тот факт, что связей с австрийской лигой «Медвешчак» и до этого не рвал. Она каждый год выступала в роли запасного аэродрома, просто раньше подобные договоренности не афишировались так громко. Но очень похоже, что в этот раз денег на создание «европейской витрины» КХЛ хорваты не получат. Для EBEL же им хватит бюджета и попроще. По словам Гояновича, нужно 2,5 млн евро – это примерно вдвое меньше, чем необходимо для выступления в КХЛ.
Стоило ли лиге в принципе связываться с «Медвешчаком»? Сейчас на этот вопрос легко дать отрицательный ответ, но в «мирном» 2013 году все было далеко не так однозначно. Идея расширения в Европу на тот момент все еще была в повестке лиги определяющей. А «медведи» тогда входили в топ-10 самых посещаемых клубов европейских чемпионатов и удивляли весь хоккейный мир уникальным матчем под открытым небом в древнеримском амфитеатре. На фоне сомнительных «олив», «ветр» и прочих «хельветиксов» хорваты явно выделялись, и их вступление в КХЛ выглядело логичным.
Первый сезон «Медвешчака» в лиге получился звонким и вполне оправдал ожидания. Клуб заглядывал на большую арену, громил ЦСКА и с ходу вышел в плей-офф. Тогда казалось, что хорваты станут заметным явлением в КХЛ, и я даже завел о них блог, одно время пользовавшийся определенной известностью.
«В следующем году вступаем в НХЛ». Как болельщики «Медвешчака» реагировали на разгром ЦСКА
Увы, три следующих сезона стали большим разочарованием. Все они развивались примерно по одному и тому же сценарию – в начале и середине сезона хорваты еще пытались цепляться и бороться за попадание в восьмерку, иногда удивляли (даже в этом сезоне в нормальном составе они обыгрывали, например, СКА и «Магнитку»), но к концу начинали продавать лидеров и пикировать вниз. С новым уровнем тоже не заладилось, никакого особого перфоманса с их стороны лига так и не дождалась, а хваленая посещаемость начала падать.
Плюсы, конечно, тоже имелись. «Медведи» были своеобразны в игровом плане, потому что комплектовались в основном североамериканцами и домашние матчи проводили на маленькой площадке. Свою роль «домашних канадцев» в российском хоккее хорваты разыгрывали исправно, иногда даже перегибая палку.
Самый борзый клуб КХЛ
Да и у распродаж тоже имелась другая сторона. Покупателями-то зачастую выступали другие клубы КХЛ, для которых «Медвешчак» служил полигоном для обкатки будущих новичков. Теперь такого донора в лиге не будет, и североамериканский рынок снова станет более рискованным. Если, конечно, идея европейского филиала АХЛ вновь где-нибудь не материализуется – в Лондоне, например.
Но это совсем другая история, которая пока что относится к разряду фантастических. Ведь уже очевидно, что европейская экспансия КХЛ заглохла, а ее последние отголоски вроде шведско-люксембургско-эстонского проекта «Краунс» напоминают откровенный цирк. Нельзя исключать и того, что вероятный уход «Медвешчака» станет началом великого отступления и возвращения лиги к своим более естественным границам.
Может, это и к лучшему.
Дальше без «Медвешчака». КХЛ как международная лига умирает
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов; medvescak.com; REUTERS/Antonio Bronic; РИА Новости/Владимир Федоренко
Источник: