Кубок Дэвиса ATP Роджер Федерер Теннис
«Простой парень из Швейцарии», его второй паспорт и благородная миссия.
Главный теннисист мира Роджер Федерер родился в Швейцарии, всегда выступал за Швейцарию, с детства болеет за футбольный клуб «Базель», в начале этого года с трепетом рассказывал о своем доме в Альпах и назвал себя «простым парнем из Швейцарии, который сильно тоскует по дому».
Из-за такой прочной связи Маэстро с родиной не все знают, что всю свою жизнь он еще и гражданин ЮАР. Мама теннисиста Линетт родилась и выросла в пригороде Йоханнесбурга Кемптон-парке и принадлежит к африканерам – потомкам голландских поселенцев, составляющих основную часть белого населения ЮАР.
Линетт Дюран и швейцарец Роберт Федерер, уроженец немецкоязычного кантона Санкт-Галлен, познакомились в 1970 году в Кемптон-парке, где оба работали в химической компании Ciba. Через три года пара переехала в Швейцарию, еще через шесть у них родилась дочь Диана, а через два года после нее – сын, которого, по легенде, назвали Роджером, потому что это имя хорошо ложится на английский язык.
Федерер вырос и начал заниматься теннисом в пригороде Базеля Мюнхенштайне, но не терял связь с родиной мамы. Федереры часто проводили там семейные отпуска, и позднее Линетт рассказывала: «ЮАР – это рай для Роджера, там он отдыхает от теннисного мира и черпает вдохновение. Там есть какая-то открытость. В ЮАР растешь на просторе, которого не найти в пейзажах горных районов Европы. И южноафриканцы – люди открытые, простые. Роджер впитал в себя эти черты».
«В детстве я часто бывал в ЮАР, – недавно говорил сам Федерер. – Я был везде – от побережья до Национального парка Крюгера. Всегда с радостью сюда возвращаюсь. Это одна из красивейших стран на свете».
В нулевые Федерер купил участок земли в районе лакшери-курорта Пезула на побережье Индийского океана, а в конце 2000-го провел в ЮАР каникулы, съездив на сафари со своим крестным отцом Артуром Дубачем.
***
С сафари в Африке, однако, у Федерера связаны не только приятные отпускные впечатления. В начале августа 2002-го, за несколько дней до 21-летия Роджера, в автомобильной аварии на сафари погиб его юниорский тренер Питер Картер (на фото). Всем болельщикам Федерера австралиец Картер известен как человек, который не только поставил Маэстро технику, но и усмирил его буйный нрав – по сути, сделал его чемпионом. Полтора десятка лет спустя Федерер по-прежнему называет Картера самым влиятельным человеком в своей карьере.
«Питер Картер очень сильно повлиял на меня в человеческом плане. Он научил меня, что каждый человек достоин уважения – не важно, знаменитый он или нет. Вместе с моими родителями он вложил мне в голову правильные ценности. Они между собой очень хорошо ладили. Мы все были с Питером очень близки», – рассказывал Федерер несколько лет назад.
В ЮАР Картер, де-факто капитан сборной Швейцарии в Кубке Дэвиса, и его жена Сильвия проводили отложенный медовый месяц (поженились годом ранее). В тот день на сафари они были в разных машинах. Та, где ехал Картер, закрутилась, уходя от лобового столкновения с микроавтобусом, потеряла управление на подъезде к мосту, проломила его ограду и перевернулась.
Трагедия застала Федерера в неважной форме на старте американского хардового сезона. Проиграв в первых кругах «Мастерсов» в Канаде и Цинциннати, он вернулся в Базель на похороны Картера. Линетт Федерер позднее рассказывала: «Это был первый раз, когда Роджеру пришлось справляться со смертью близкого человека, и она стала для него глубоким шоком. Но это сделало его сильнее».
Месяц спустя Федерер практически в одиночку обыграл сильную сборную Марокко в Кубке Дэвиса, сохранил Швейцарии место в Мировой группе и посвятил победу Картеру. То же самое он сделал еще через несколько недель в Вене (на фото) и до сих пор делает, кажется, каждый раз в Австралии. Родителям Питера Бобу и Диане, живущим в Аделаиде, Федерер каждый год отправляет приглашения на все свои матчи в Австралии с оплаченными билетами и проживанием.
***
Этой весной Федерер стал первым пятикратным обладателем награды Laureus как спортсмен года. Награда присуждается одноименным спортивно-благотворительным фондом, и, получая ее, Федерер выразил надежду, что его благотворительная работа в памяти поколений будет так же важна, как спортивная.
Федерер действительно занимается благотворительностью всерьез. Именной благотворительный фонд он основал сразу после своего прорывного сезона – в декабре-2003. По легенде, он был вдохновлен словами 15-летней школьницы Нолонвабо Батини из южноафриканского города Порт-Элизабет, которая сказала, что она – «завтрашнее будущее». Целью фонда стала образовательная помощь детям из неблагополучных семей Швейцарии, а также создание и развитие дошкольных учреждений в беднейших регионах мира – африканских странах, – где их практически не существует.
В работе фонда акцент делается, во-первых, на сотрудничество с уже существующими организациями и программами («Такие дела не делаются в одиночку», – объясняет Федерер.), а во-вторых, на идею устойчивого развития за счет привлечения и обучения местных ресурсов. В фонде убеждены, что только так можно помочь неблагополучным сообществам разорвать круг их неблагополучия:
«Мы помогаем воспитателям и педагогам развивать их навыки и обучаем участников образовательного процесса на местах самостоятельно решать проблемы. Мы не даем людям средства решения их проблем, а воодушевляем их самим найти их и организовать. Мы верим, что только так можно добиться реального, системного изменения ситуации».
Накопив опыт в ЮАР, фонд перешел на соседние Намибию, Ботсвану, Зимбабве, Замбию и Малави.
«Изначально мы хотели отправить детей 6-11 лет из ЮАР в школу и занять их спортом, чтобы они не болтались без дела в своих городах, – рассказывал Федерер в 2010-м. – Сейчас же мы поддерживаем образовательные учреждения в шести странах Тропической Африки. Эта работа очень близка моему сердцу, и я буду стараться находить для нее больше времени и собирать деньги для тех, кто нуждается в них больше, чем мы».
Между первым и вторым визитами Федерера в Африку по делам фонда прошло восемь лет, но его работа не прекращалась, и сейчас фонд сотрудничает с полутора десятками программ и организаций в разных странах. К 2015 году фонд помог 200 000 детей, а в прошлом – уже 650 000. Только в Малави, куда Федерер приезжал в 2015-м, было потрачено больше 13 миллионов долларов, благодаря фонду открыто больше 80 дошкольных учреждений. По плану, в этом году общее количество детей, начавших учиться благодаря фонду Федерера, должно перевалить за миллион.
Помимо поездок в Африку (этой весной – в Замбию) Федерер в этом десятилетии нашел еще один способ привлечь внимание и деньги к своей благотворительной работе: с 2010-го он проводит выставочные «Матчи для Африки», которые играет с другими теннисным звездами (Надалем, Вавринкой, Марреем). С прошлого года в «Матчах» участвует крестный отец современной благотворительности Билл Гейтс.
В апреле журнал Time включил Федерера в сотню самых влиятельных людей мира, и Гейтс написал о нем: «Сравнительно недавно я узнал, с каким искренним рвением Роджер и его команда работают, чтобы жизнь детей из бедных семей стала лучше. Он посвятил себя этой миссии после того, как сам еще ребенком ездил на родину матери в ЮАР и своими глазами видел нужду, в которой там живут люди.
Роджер знает, что эффективная благотворительность, как и теннис, требует дисциплины и времени. День, когда он уйдет из тенниса, будет грустным для всех нас, его болельщиков. Но мы сможем утешиться тем, что он продолжит делать наш мир более справедливым».
Федерер действительно смотрит на свою работу в Африке как на непрекращающийся процесс: «Надеюсь, у этих детей будет лучше получаться в школе после того, как они пройдут хорошую подготовку в садах. Из каждой поездки в Африку я увожу столько воспоминаний, столько фотографий. Потом я рассказываю обо всем этом своей жене, детям, друзьям, и мы начинаем планировать мою следующую поездку, думаем: что еще можно сделать?».
Фото: facebook.com/Federer (1,2,5); menstennisforums.com; REUTERS/Heinz-Peter Bader; globallookpress.com/Robert Sirota
Источник: