Грегг Попович Деандре Джордан Сэм Хинки Филадельфия НБА Маркелл Фульц
Это третья часть из серии материалов о неочевидных влияниях на НБА.
Читать также:
Любительский баскетбол собирает 80 тысяч зрителей и влияет на НБА
«50% жизни в НБА – это секс. Вторые 50% – деньги». Секс вмешивается в жизнь НБА
Почти год назад я написал текст, который в итоге вынесли в ленту под названием «Баскетбол как спорт будущего в Америке». В нем я отметил, что перспективы НБА на дальнейшую экспансию, как внутри Америки, так и за ее пределами выше, чем у, скажем, НФЛ.
Этот материал будет в отдельных местах сильно пересекаться с текстом годичной давности, поэтому советую освежить в памяти те аргументы, которые я привел тогда, чтобы сравнить и с тем, что лига из себя представляет сейчас.
* * *
В качестве третьего элемента, незаметным образом влияющим на НБА, я хотел бы выделить транспарентность – прозрачность. Я считаю, что НБА поступает невероятно прозорливо, когда превращается в максимально открытую лигу, в которой каждый день – это день открытых дверей.
Для начала, что такое транспарентность? Я нашел в первой попавшейся статье на эту тему классное определение, которое гласит, что транспарентность – это «свойство взаимоотношений и взаимодействий, выражающееся в том, что органы власти, учреждения и организации предоставляют всем заинтересованным сторонам необходимую для принятия рациональных решений и их последующей реализации информацию в открытой, полной, своевременной и понятной форме». Ни добавить, ни убавить.
Прозрачность – это когда все обо всем знают, операции внутри организации проходят максимально открыто, каждый шаг фиксируется в отчетах, все решения соответствуют внутреннему кодексу, поддерживается режим максимальной информированности всех сторон. В результате как внутри организации, так и с наблюдающими за ней извне складывается что-то вроде диалога.
Примерим все эти пункты на НБА.
Правила взаимодействия игроков и лиги зафиксированы в Коллективном соглашении, полный текст которого доступен всем желающим. В результате этого даже любитель баскетбола из России при желании может стать специалистом в нюансах КБА.
Вся финансовая отчетность – как на ладони, сегодня можно узнать сумму, которую получит человек, подписавший 10-дневный контракт или высчитать, сколько денег потеряет суперзвездный игрок, подписав контракт в штате с менее привлекательными налогами.
Статистика? Колоссальный массив информации, внутри которого можно найти данные по каждому броску любого игрока или закопаться с головой в многослойные хитросплетения самых сложных показателей. За несколько кликов я могу узнать рейтинг игры в нападении Тимофея Мозгова в «Лейкерс» в прошлом сезоне в четвертых четвертях выигранных домашних матчей против команд Центрального дивизиона. Не то чтобы конкретно в этой цифре был какой-то смысл (зверский показатель в 156.3 за 4 минуты игры против «Индианы»), но сам факт такой доступности информации можно клишированно обозвать практически беспрецедентным.
Но это касается того, что происходит на самой площадке. А за ее пределами у НБА все тоже очень и очень ок, поскольку там царят соцсети. Кто-то повредил руку после удара по стеклянной рамке? Повредил руку после отжиманий на кулаках? Подписал супермакс контракт? Не может договориться с обувным брендом? Согласился сходить на свидание 3 года спустя? Мы все будем знать (и очень быстро). Если уж какой-нибудь Данила Поперечный не может выйти на улицу выкинуть мусор без того, чтобы быть опознанным, то что уж говорить об (а) Америке, где культура соцсетей в миллионы раз более продвинута и (б) суперуспешных спортсменах, известных на весь мир.
Именно в соцсетях Воджнаровски сбрасывает ядерные бомбы в мирное время. Игроки не дерутся на площадках, зато рубятся в комментариях в Инстаграме, Твиттере и где еще только не. На ровном месте вырастают и затухают бифы, рождаются тысячи историй любви и ненависти, дружбы и предательства, успеха и провала. Сегодня мы смотрим уже не на баскетбол, вернее, не совсем на баскетбол. Мы наблюдаем за реалити-шоу в духе «Шоу Трумана» про несколько тысяч людей одновременно.
НБА даже ничего не надо фиксировать, архив интернета и так с этим отлично справляется. В 2005-м я чувствовал себя королем мира, поскольку мне из Америки прислали кассету с записью матча между «Селтикс» и «Сперс». В 2018-м я могу найти ту игру быстрее, чем загружался бы тот старый видак.
Пластмассовый мир победил, скажет кто-то. Но фишка в том, что «пластмасса» – лучшее, что происходило с НБА и спортом в целом.
Гипотезу в пользу того, что прозрачность создает для нас удивительные истории, комедии и трагедии я сделал. Разберем на конкретных случаях. Тем более, что сезон-2018 подарил нам удивительный пример того, какого уровня сторителлинга добилась современная НБА своей открытостью.
На драфте 2017 года «Филадельфия» выбрала разыгрывающего Маркелла Фульца. Игрок был безоговорочным №1, который должен был стать последним элементом в завершении «Процесса» (сам по себе мем), который пока ассоциируется лишь с многолетними «сливами», хотя вообще-то должен был привести к доминированию на Востоке.
В начале сезона выяснилось, что игрок, неотъемлемым арсеналом которого должен был стать бросок с любой дистанции… забыл как бросать. Вокруг Фульца в начале сезона разворачивался какой-то совершенно дикий сериал в стиле «Твин Пикса», когда начало казаться, что перспективному молодому игроку напрочь отшибло память и он стал бросать в стиле Чака Хэйса с жуткими нарушениями техники. И что тут началось…
На руководство «Филадельфии» тут же набросились все, кому не лень и попытались выяснить, что вообще произошло и почему Фульца настигла такая амнезия. Сначала появилась информация, что Фульцу из-за проблем и болей вкололи что-то в плечо. Потом оказалось, что, наоборот, выкачали что-то из плеча. Потом выяснилось, что Фульц, возможно, после драфта усиленно работал над штрафным броском (попадал в университете всего 65%) и в итоге сломал себе технику.
Главный тренер «Сиксерс» Бретт Браун в беседе с журналистами проворчал что-то вроде «этот парень вернется на площадку не раньше, чем научится бросать по кольцу». Генеральный менеджер Брайан Коланджело дал ужаснейшую пресс-конференцию, в которой заявил, что «Фульц сейчас бросает максимум в пределах трехсекундной зоны». Страсти вокруг Фульца кипели. Шутка ли – первый номер драфта провел всего четыре игры в своем первом сезоне при этом не попал ни одного дальнего броска. Ветеран НБА Джей Джей Редик классно подытожил весь этот медиа-цирк вокруг Маркелла, сказав, что обсуждение Фульца достигло уровня одержимости.
Всего несколько лет назад такая ситуация была невозможна. Джоэл Эмбиид пропустил два сезона, но по ходу восстановления его никто его толком не видел и все держали рот на замке. С Симмонсом была аналогичная ситуация.
В современном спорте осталось всего несколько персонажей, которые могут встать поперек дороги у инфодракона и защититься от посягательств этого монстра. При этом совершенно очевидно, что пассажи того же Билла Беличика или Грегга Поповича в условиях современной прозрачности граничат с хамством.
Когда в «Филадельфии» информацией владел Хинки – он все держал в секрете. Но когда к власти пришел Коланджело он посчитал нужным прокомментировать ситуацию с Фульцем. Почему? Потому что вокруг НБА вьются потоки информации невиданных объемов и нужно быть очень твердолобым парнем, чтобы воевать с этими информационными драконами на равных. Коланджело не выдержал. В Сети слишком много роликов на которых Фульц бросает с чудовищными проблемами. Ты выбрал этого игрока на драфте. Ты его приручил, вот и отвечай. Коланджело ответил (хотя лучше бы он этого не делал).
Ух, получилась сага, при просмотре которой можно и попкорн до рта не донести. А ведь есть еще сотни подобных историй, я лишь выбрал ту, которая мне понравилась своей драматургией больше всего. При этом, история Фульца только начинается. Сегодня даже немедийные команды плодят истории. Есть, например, загадочная тендопатия Кавая Леонарда, переросшая в его (якобы) отчуждение от команды, проблемы в переговорах с Jordan Brand и слухи о возможном переходе в другую команду. А представляете себе эффектную сцену философской беседы Поповича с Олдриджем за бокалом вина в духе 17-минутного диалога из «Голода» с Фассбендером?
А помните эпопею с НЕпереходом Деандре Джордана в «Даллас» летом 2015-го? Все элементы сюжета есть: молодой и успешный, но простодушный парень (Джордан) оказывается под дурным влиянием магната в костюме Гордона Гекко (Кьюбан), который, как змей-искуситель начинает давить на эмоции и убеждать, что Джордана не ценят в команде и не уважают, что в «Далласе» его ждут молочные реки и кисельные берега. Простачок-Джордан уже дает свое предварительное согласие на переход, но сомневается, после чего встреча с одноклубниками из «Клипперс» помогает ему осознать, что несмотря на все упреки наставник-перфекциониста (Крис Пол) и подколы сварливого старпера (Пол Пирс), именно «Клипперс» – его истинная семья.
Ни одну из этих историй мы бы не узнали, если бы не невероятный уровень прозрачности НБА и степень ее вовлеченности в медийное пространство. В мире информации твоя задача – генерировать как можно больше контента. Ты, как повелитель стихий должен уметь приручать этого информационного дракона и делать своим другом. Судя по всему, НБА нашла способ стать одновременно другом и хозяином информации.
Игроки НБА (хотя не только НБА) рассказывают сами свои потрясающие истории и не играют с болельщиками в сломанный телефон. Тот же Дюрант предпочитает объявить о переходе в «Уорриорз» именно через The Players’ Tribune, где он может сам привести причины, которые побудили его сделать свой выбор. Мы можем обсуждать политические взгляды Матери инфодраконов Леброна Джеймса и его ссору, на секундочку, с президентом США. Не хотите лезть в политику? Улыбнитесь тому, как мило танцует человек ростом за 220 см. Поностальгируйте за просмотром интервью двух любимых игроков прошлого. Ведь НБА дает вам такую возможность.
Пластмассовый мир победил? Да здравствует пластмассовый мир!
Фото: Gettyimages.ru/Leon Halip, Kevork Djansezian, Jayne Kamin-Oncea, Mitchell Leff, Jayne Kamin-OnceaEzra Shaw
Источник: